Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Новости

Вода и камень, лед и пламень или два вечера в Хрустальном зале

Два вечера подряд в Хрустальном зале музыкального колледжа звучала музыка, представлявшая две разные культуры – западноевропейскую и восточную, преимущественно японскую. 13 ноября «хозяйкой бала» и юбиляром была Ольга Ивановна Пивоварова, отмечавшая 40-летие творческой и педагогической деятельности, 14 ноябряНаталия Игоревна Чабовская, организовавшая концерт-действо в честь 15-летия ансамбля японской музыки «Хикари то кадзэ то».
Но, заглянем на огонек, обогревающий в подобных случаях и хозяев, и их друзей и гостей.
Первый концерт назывался «Учитель и ученики» и был выстроен вполне в традициях европейского академического музыкального искусства. В течение вечера скрипичной музыки блистала виновница торжества Ольга Ивановна и ее ученики-солисты по музыкальному колледжу прошлых лет и сегодняшних дней, а также возглавляемый ею студенческий камерный оркестр.
Сама О. И. Пивоварова приехала в Томск в 1975 г. после окончания Уральской государственной консерватории, где она получила распределение в Томский государственный симфонический оркестр. Почти сразу же начала работать и в музыкальном, тогда еще училище в должности иллюстратора. Сегодня замечательный педагог имеет большой отряд выпускников, которыми имеет право гордиться. В концерте, в частности, приняли участие такие выпускники разных лет, а сегодня солисты симфонического оркестра как Татьяна Строкова и Александр Лакин. Конечно, поразили публику и сегодняшние ученики, студенты музыкального колледжа – Елена Лазарева (1 курс), Татьяна Мутина (2 курс), Агата Шиленина (4 курс).
Очень логично и талантливо была продумана программа концерта. Не сомневаемся, что идея принадлежит Ольге Ивановне. Она вообще предстала на вечере в самых разных ипостасях. Во-первых, как концертирующая скрипачка-солистка, во-вторых, как участница различных ансамблевых форм (дуэтов, квартетов), в-третьих, как прекрасный педагог, в-четвертых, как организатор, руководитель, дирижер студенческого оркестрового коллектива.
Открылся концерт «Канцонеттой» Амброзио в исполнении О. И. Пивоваровой и концертмейстера ее класса в колледже Е. Тюриной. Именно этим исполнением скрипачка сразу заявила о себе как о концертирующей солистке, способной держать внимание зала и ведущей за собой пианиста. В пьесе Амброзио Ольга Ивановна раскрыла все возможности скрипки – инструмента насколько певучего, настолько же и темпераментного.
Удивительной слаженностью отличался следующий номер программы – две пьесы П. Сарасате «Плайера» и «Цапатеадо», исполненные выпускницей класса О. И. Пивоваровой 2009 г. Татьяной Строковой в дуэте с концертмейстером И. В. Строковой. Это был, действительно, дуэт, в котором звучала ее величество музыка, где не было ведущего инструмента и ведомого, как это бывает у молодых музыкантов. Два танца, контрастирующие по темпу и характеру, раскрыли перед нами исполнительский талант скрипачки. Благодаря ей испанская музыка то превращалась в нечто внутренне затаенное, сдержанное, но одновременно как будто рвущееся наружу, то вдруг прорывалась и давала волю проявиться всей пылкости испанского темперамента.
Очень разносторонне был представлен на концерте нынешний класс широко известного в Томске и области педагога, заслуги которой не раз были отмечены грамотами и наградами от колледжа, Департамента по культуре и туризму Томской области. При этом ведущая концерта Василина Сыпченко «подсказывала» зрителям, на какую черту в многогранном даровании О. И. Пивоваровой обратить внимание при выходе на сцену очередного исполнителя. Так, например, о Т. Мутиной (2 курс) ведущая сообщила, Ольга Ивановна часто бывает членом жюри различных конкурсов и даже там не забывает о своей педагогической работе, агитируя наиболее талантливых детей для поступления в Томский колледж. Студентка исполнила «Созерцание» И. Брамса. И хотя не все было безупречным в этом исполнении – ощущалась некоторая зажатость и скованность, не позволившая полностью раскрыться юной скрипачке, но потенциал просматривался однозначно.
Несколько раз и в дуэте с Т. Мутиной, и сольно, и в квартете, и в оркестре выходила на сцену совсем юная скрипачка Елена Лазарева (1 курс) – невероятно сценичная, свободная, уже сегодня, обучаясь на первом курсе колледжа, хорошо владеющая стилистикой эмоционально-страстного цыганского исполнительства («Цыганка» Ф. Крейслера). Следует подчеркнуть, Елена курировалась Ольгой Ивановной не только в музыкальной школе, но также и на отделении начальной музыкальной подготовки колледжа, куда она пришла после школы.
Не очень знакомой стороной «повернулся» к публике в этот вечер Н. Паганини. Его удивительно певучее и трогательное произведение «Кантабиле» представил еще один талантливый выпускник класса О. И. Пивоваровой 2008 г. Александр Лакин.
Концерты А. Вивальди, И. С. Баха и Ф. Генделя с солирующими квартетом, дуэтами и соло были исполнены в сопровождении камерного оркестра. Всего прозвучало шесть произведений. Это концерт для 4-х скрипок с оркестром h-moll А. Вивальди, Concerto grosso h-moll Г. Генделя и финал концерта для 2-х скрипок и оркестра d-moll И.С. Баха, концерт для 2-х скрипок с оркестром d-moll А. Вивальди, концерт «Весна» из знаменитого цикла А. Вивальди «Времена года». Особенно совершенным оказалось последнее исполнение, которое звучало вполне по-взрослому, несмотря на то, что его играли почти дети, студенты музыкального колледжа.
После таких концертов хочется еще и еще раз благодарить О. И. Пивоварову и как музыканта, способного дарить эстетического наслаждение посетителям концертов академической музыки, и как педагога, способного выискивать и развивать далее в своем классе по специальности в музыкальном колледже, и как методиста, курирующего музыкальные школы Томска и области, где есть класс скрипки. Не случайно на концерте было много детей, учителей, выпускников и нынешних студентов, которые пришли поздравить и лишний раз поблагодарить любимого учителя. Говорим и мы. Спасибо, Ольга Ивановна, за доставленное удовольствие! Желаем Вам новых блестящих выступлений, новых талантливых учеников, крепкого здоровья.
 
Концерт, который прошел 14 ноября, в корне отличался от предыдущего. Но это совсем не значит, что один из них был хуже, а другой – лучше. Просто Томск с его Хрустальным залом стал центром, объединившим два разных мира, две цивилизации, две эстетики. Разница касалась уже самой формы проведения концертов. Если скрипичный концерт отличался своей академичностью с выступлением ведущей перед каждым номером и исполнением европейской музыки ХVIII – XIX веков, то следующий концерт имел подзаголовок «концерт-действо». Последний был посвящен 15-летию ансамбля японской музыки «Хикари то кадзэ то», уникального коллектива не только для Томска, одного из немногих в Сибири.
Ансамбль «Хикари то кадзэ то» был создан его бессменным руководителем Наталией Игоревной Чабовской, которая сегодня является не просто исполнителем на японской 13-струнной цитре кото, но и исследователем японской музыкальной культуры (в 2003 г. защитила диссертацию и имеет ученую степень кандидата искусствоведения), преподает музыкально-теоретические дисциплины в музыкальном колледже имени Э. В. Денисова, и к тому же возглавляет колледж, являясь его директором уже в течение более 10 лет).
Названный концерт, действительно, был действом. Здесь все было необычно с точки зрения зрителя-европейца и начиналось оно не в концертом зале и не в точно определенное время. Еще до начала концерта в холле дети могли поупражняться в изготовлении восточных узелков счастья, а для взрослых была устроена выставка японских вееров, которую представила знаток и любитель японской культуры Елена Чабанец. Сразу стоит заметить, что на этом ее миссия не закончилась. На протяжении первой половины концерта она сбоку от сцены, перед взорами зрителей «колдовала» над составлением икебаны из живых цветов, травы и сухой деревянной коряги. Причем составляла она ее с определенным смыслом, символику которого по завершении объяснила и участникам концерта, и его зрителям. Е. Чабанец сказала, что расположенные в центре и повыше желтые хризантемы символизируют учителей, преподавателей, к которым потихоньку приближаются их ученики, представленные в икебане менее яркими и более мелкими, слегка зеленоватыми розами. Красные цветы, возвышающиеся в центре означают начальство, скрюченная коряга – жизненные трудности, сосна – долговечность, благополучие и, наконец, веточки гексофилы – легкость. Это был такой своеобразный цветочный подарок Наталие Чабовской и ее коллективу. А завершилось такое поздравление нумерологическим объяснением числа 15, которое, оказывается, является очень хорошим числом, ориентирующим на поиски, риски и обязательно завершающиеся благополучным исходом. Фактически друг и давний почитатель творчества ансамбля Е. Чабанец призвала его к смелому дерзанию, которое обязательно приведет к новым творческим успехам. Конечно же и мы присоединяемся к такому поздравлению.
Действом была и сама форма концерта. Здесь только в начале вечера вышла ведущая Василина Сыпченко и перечислила многочисленные концерты, турне, участие в научных конференциях и, конечно же, назвала награды коллектива. Напомним их и мы.
За 15 лет существования ансамбль неоднократно выступал на сценических площадках Томска и области, а также Кемерово и Новосибирска. В 2014 г. коллектив был участником VII Международного симпозиума японской культуры, а в 2015 – Международного фестиваля японской культуры в г. Новосибирске. А Наталия Чабовская, еще со студенческих лет увлекшаяся японской музыкой и освоением игры на кото, была участницей Международного фестиваля «Душа Японии» в Москве, дважды – в 1995 и 2005 годах – выступала в серии концертов в г. Саппоро в Японии. Игре на кото Н. Чабовская обучалась в стенах Новосибирской консерватории, где почетным профессором и ее непосредственным педагогом была Юкико Такагаки (г. Саппоро). Как руководитель, так и коллектив награждены множеством грамот и дипломов, очередные благодарности от Губернатора Томской области и Департамента по культуре и туризму вручила и.о. начальника Департамента по культуре и туризму Е.М. Шагова, отметив, что сама Н. Чабовская в этом году стала лауреатом премии Томской области.
И дальше началось собственно действо, в котором были задействованы и сценическое пространство, и зрительный зал. Сначала на сцену вышел первый состав ансамбля в традиционных японских костюмах, включавший Татьяну Клеменс (фортепиано), Галину Ишутину (вокал), Надежду Стурову (флейта) и Наталию Чабовскую (кото). Сегодня поменялась лишь вокалистка. Теперь это – Татьяна Стукалова.
На сцене участницы коллектива вели себя так, как будто собрались у кого-то из них в доме, ну, например, на чайную церемонию или поговорить о своем, о женском. Они делились воспоминаниями о прежних концертах, о том, кто и как пришел в коллектив, что пели и играли в разные годы. Присутствующие в зале почувствовали себя не зрителями, наблюдающими со стороны за красивыми и талантливыми женщинами, а гостями, которых уважают, с которыми делятся сокровенными воспоминаниями и своим исполнительским мастерством. А вспомнить и показать было что. Ведь коллектив имеет весьма внушительный репертуар. Здесь и японские народные песни в различных обработках (для голоса и фортепиано; кото и флейты; голоса и кото); старинные традиционные японские инструментальные композиции (для кото соло, для кото и флейты); вокальные камерные произведения, созданные японскими композиторами ХІХ-ХХ веков (голос и фортепиано); композиторские сочинения в классическом и авангардном стиле (флейта и кото; голос, кото и флейта).
Совершенно изумительно прозвучал первый номер концерта, В исполнении Г. Ишутиной на японском языке прозвучала песня «Праздничный день». Это было настолько точное «попадание в цель», что, наверное, все зрители сразу влюбились в японскую классическую музыку. У этномузыкологов есть понятие «этнический стереотип», отражающий на звуковом уровне специфичность и уникальность данной этнической культуры. Так вот первое произведение как раз и вводило слушателей в звуковую атмосферу японской музыки, японской традиционной культуры.
Затем Н. Чабовская исполнила на кото произведение Яцухаси Кэнгё «Рокудан», переводящееся как «шесть ступеней». Со зрителями солистка поделилась очень важным знанием, которым, по-видимому, должен овладевать каждый музыкант. Это знание касается струн кото, каждая из которых обозначает разные черты характера человека, включая щедрость, мудрость, милосердие и др. Постигая шесть ступеней исполнительского мастерства, соответственно им постепенно совершенствуется и характер человека. Было очень любопытно наблюдать и вслушиваться в звучание японской музыки, которая отличается от так привычной для нас европейской и в ладовом отношении, и в тембральном, и наличием микрохроматических глиссандирований, получающихся от определенного способа зажимания соответствующих струн левой рукой. Фактически, партия левой руки выполняет двойную функцию – и для воспроизведения изменённых звуков, и для глиссандирования.
Следует отметить также, что Н. Чабовская предстала перед зрителями не только как руководитель, исполнитель и исследователь, но еще и как аранжировщик и составитель сборников японской музыки в переложении для дуэта кото – флейта. Такой ансамбль исполнил народную японскую песню Нагасава Кацутоши «Кукла в наряде невесты», композиции Нагасава Кацутоши «Весенний ветер», Мао Юан (Китай) «Праздник весны» (для сопрановой блок-флейты и фортепиано).
Особую прелесть добавило концерту выступление Юлии Расстригиной, которая показала три хореографические композиции. Первая, исполнявшаяся непосредственно на сцене под музыку Накато Ёсинао, представляющую фортепианную обработку широко известной японской народной мелодии «Сакура». Две следующих композиции охватили не только сцену, но и пространство зрительного зала, как будто иллюстрируя пение еще одной участницы ансамбля – Вероники Вассерлауф. Вероника выступила в концерте в двух ипостасях – певицы и исполнительницы на кото, да еще и пела на двух языках, китайском и японском. А на кото сыграла сольно пьесу «Ваша светлость» и в дуэте с Н. Чабовской – произведение Саваи Тадао «Хана Икада» («Плод цветка»). Вероника спела поздравительную китайскую песню, японские лирическую и драматическую песни, проявив при этом и вокальный, и театральный талант.
Безусловным украшением концерта стало вокальное искусство гостьи из Новосибирска, преподавателя музыкального колледжа имени А. Мурова, знатока японской вокальной музыки Айгуль Бралиновой. Она исполнила четыре японских песни современных композиторов, выстроив свое выступление таким образом, что последним прозвучало виртуознейшее как в вокальной, так и в фортепианной партии произведение «Сигурэни ёсуру дзе-дзе» – «Осенний моросящий дождь». Айгуль поразила всех присутствующих мощью голоса, вокальной техникой, тонкой нюансировкой.
Но даже и этот номер не был еще кульминацией концерта. Под конец зрителей совсем удивило танцевальное (?!) трио в составе Наталии Чабовской, Надежды Стуровой и Юлии Растригиной.
В завершении концерта прозвучала еще одна широко известная мелодия на традиционную для японской культуры тему цветка «Хана».
Подчеркнем, что точка в концерте была поставлена не музыкой, а приглашением придти 8 февраля 2016 г. в Хрустальный зал на празднование Нового года по восточному календарю – года Красной огненной обезьяны, чтобы он сложился благополучно и счастливо.
Поделиться:

schk ban

Наш учредитель

Портал «Культура. Гранты России».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проект «Дорога памяти»

Мы на YouTube

Социальный навигатор

Наша группа ВК

Яндекс.Метрика